Немецкая земля Саксония-Анхальт дала миру много исторических личностей, ученых, музыкантов. Здесь, у подножья гор Гарц, находились родовые земли герцога Саксонского Генриха, ставшего первым германским королем. В этих местах располагались резиденции короля Оттона I и императора Карла IV. Ее можно назвать колыбелью Реформации, ведь в Эйслебене в 1483 г. родился Мартин Лютер.
Саксония-Анхальт – родина «королей» музыки барокко. При дворе в Кетине Иоганн Себастьян Бах сочинил знаменитые «Бранденбургские концерты». Здесь творили Георг Фридрих Гендель и Георг Филипп Телеман. А в Дессау родился один из крупнейших композиторов ХХ века Курт Вайль, написавший музыку к «Трехгрошовой опере» Бертольда Брехта.
Это земля изобретателей. В 1654 г. Отто фон Герики доказал существование воздушного давления и изобрел воздушный насос. В Дессау работал всемирно известный центр архитектурного функционализма «Баухаус», в котором долгие годы преподавал Василий Кандинский.
Список был бы неполным без упоминания имен Фридриха Ницше, Отто фон Бисмарка, Клары Шуман.
Именно отсюда более 265 лет назад уехала в Россию безвестная 15-летняя принцесса Софья Августа Фредерика Анхальт-Цербстская для бракосочетания с Карлом Петром Ульрихом, герцогом Гольдштейн-Готторпским. В российской истории они стали известны как императрица Екатерина II и император Петр III.
Между российским Домом Романовых и различными правящими немецкими династиями в течение двух веков было заключено 37 браков. Восемь немецких принцесс стали императрицами России. Одна из них – Екатерина Великая.
34 года правления Екатерины II вошли в историю как «Золотой век». Во времена ее царствования, как писал историк Ключевский, «ни одна пушка в Европе без позволения нашего выпалить не смела».
9 июля 2010 года в Цербсте был открыт первый в Германии памятник Екатерине II. Вернее, принцессе Софье Августа Фредерике Анхальт-Цербстской. В эти торжественные дни не будем задумываться о причинах, по которым до сих пор немцы не возвели ни одного памятника знаменитой соотечественнице. Однако отметим, что автор этого монумента – Народный художник России Михаил Переяславец.
На открытии памятника присутствовали многие известные политики и деятели культуры, в том числе делегация представителей Дворянского общества Берлина и Европейского интерклуба ДОМ ДЕРИБАСА, которых связывает многолетнее сотрудничество с Международным историческим обществом «Екатерина II».
Это общество более десяти лет назад выступило с инициативой возведения памятника в Цербсте и все эти годы, преодолевая финансовые трудности, шло к своей цели.
В эти дни с жителями Цербста радость разделил и барон Эдуард Александрович фон Фальц-Фейн, который является одним из создателей Музея «Екатерина II» в Цербсте.
Поздравляя барона, спрашиваю:
– Эдуард Александрович, с чего начинался Цербстский музей
«Екатерина II»?
– С нуля. Я договорился с мэром Цербста о том, что, когда городом будет отреставрировано помещение в Кавалерском доме и создан там музей «Екатерина II», я передам им из своей коллекции экспонаты, связанные с императрицей. Я сдержал свое слово – теперь бронзовый бюст Екатерины II работы знаменитого французского скульптора Жан-Антуана Гудона и портрет итальянского живописца Пьетро Ротари «Императрица Екатерина II в коронационном одеянии» украшают экспозицию музея.
– Любая экскурсия здесь начинается с рассказа о Ваших дарах. Когда заходишь в помещение музея, великолепие стоящего при входе бюста Екатерины II просто ошеломляет.
– Еще бы. Это ведь великий Гудон! Он запечатлел многих известных людей XVIII века. Его скульптурные работы имеются в коллекциях Лувра и Эрмитажа, в Метрополитен музее. В Эрмитаже, кстати, находится такой же бюст, но выполненный из мрамора.
– Гудон, создавший замечательные скульптурные портреты деятелей французского Просвещения и Великой Французской революции, считается историографом французского общества второй половины XVIII века. Без репродукции его скульптуры сидящего в кресле Вольтера, по-моему, ныне не обходится ни одно искусствоведческое издание. Эдуард Александрович, как вам удалось приобрести такое исключительно редкое и ценное произведение?
– Дополнительная ценность этого бюста (помимо художественной) в том, что он является прижизненным. Императрица заказала свой бюст, чтоб подарить его Фонвизину. Потом он передавался в их семье из поколения в поколение, пока он не оказался у Александры Георгиевны фон Визиной, последней представительницы знаменитого рода. У нее я его и купил. Она жила во Франции.
– Для вывоза из Франции произведения такой художественной ценности, как работа Гудона, необходимо было разрешение Лувра?
– Но я бы его никогда не получил. Я «посадил» Екатерину рядом с собой на переднее сидение машины, и когда таможенник меня спросил: «Что это?», я ответил, что это моя недавно умершая бабушка. Он посочувствовал и… пропустил. Чистый криминал! А потом Екатерина вновь «без визы» переехала из Лихтенштейна в Германию. Но роль «контрабандиста» уже выполнил мэр Цербста.
– А с произведением Пьетро Ротари тоже была «пикантная» история?
– Не такая, но проблемы были. Несколько лет мне пришлось «обхаживать» цюрихского миллионера Эрнста Флюгера, не соглашавшегося расстаться со своей Екатериной. Ведь деньги ему, обладателю островов, были не нужны. Не многие музеи мира имеют в своей экспозиции такие ценные художественные произведения, какие сегодня экспонируютcя в Цербском музее «Екатерина II». Этот город постепенно становится туристическим центром. Сейчас перед горожанами стоит новая сложная задача – восстановление родового замка предков российской императрицы. Этим активно занимается основанное в 2003 г. общество «Замок Цербст».
– Эдуард Александрович, вы часто говорите, что считаете Екатерину II своей прародительницей.
– Это так. Она ведь пригласила в Таврический край немцев-колонистов, что исторически имеет прямую связь с моим родом. Я очень рад, что через два с половиной века Екатерина II возвратилась в Цербст.
Александр МАНИОВИЧ
Берлин, июль 2010 г.